Территориальные образования стран мира, осуществляющие инфраструктурный и транспортный рывок

0
75
Воплощение крупных инфраструктурных проектов дает «взрывообразный» рост региональной экономики и улучшение социальных условий. Масштабная реконструкция направлена либо на модернизацию имеющейся инфраструктуры, под возросшие запросы сегодняшнего дня, либо на развитие перспективных регионов для раскрытия имеющегося потенциала. Вот примеры некоторых региональных проектов, повлиявших не только на развитие регионов, где они реализованы, но и на всю экономику государств
Фото: Пресс-служба правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Воплощение крупных инфраструктурных проектов дает «взрывообразный» рост региональной экономики и улучшение социальных условий. Масштабная реконструкция направлена либо на модернизацию имеющейся инфраструктуры, под возросшие запросы сегодняшнего дня, либо на развитие перспективных регионов для раскрытия имеющегося потенциала. Вот примеры некоторых региональных проектов, повлиявших не только на развитие регионов, где они реализованы, но и на всю экономику государств.

РОССИЯ

Российская специфика заключается в том, что даже крупные региональные проекты финансируются по большей части из федерального бюджета. Мощным толчком развития является проведение международных мероприятий.

Подготовка к Олимпиаде в Сочи заключалась не только в строительстве новых спортивных объектов, но и в модернизации транспортных и энергетических сетей и других элементов инфраструктуры. Очевидно, что для Краснодарского края это мероприятие принесло хорошие дивиденды, как в сфере развития туризма, так и в модернизации системы жизнеобеспечения региона. Это позволило уйти от традиционной сезонности туризма и повысило общую привлекательность края. Только протяженность нового газопровода Джубга – Сочи составила 600 км. Как заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, объем дорожного фонда за последние годы увеличился кратно и составил более 28 млрд. рублей.

Как пример грамотной политики регионального руководства, которое привело к экономическому росту, можно привести Калужскую область. Быстрая реакция на запросы бизнеса, грамотная инвестиционная политика и активная работа по привлечению крупных игроков позволили создать на территории региона целый ряд специализированных промышленных кластеров. В свою очередь, их развитие потребовало модернизации энергетики и транспортной структуры. Такой подход областной власти, в первую очередь губернатора Анатолия Артамонова, вывел регион в лидеры страны по темпу экономического роста.

Прекрасный пример сотрудничества региональных властей с крупным бизнесом – Ямало-Ненецкий автономный округ. Наличие крупных запасов нефти и газа определяет основную статью доходов региона. Сейчас ПАО «НОВАТЭК» реализует проект Ямал – СПГ. В рамках проекта в п. Сабетта построен аэропорт, продолжается строительство завода по переработке природного газа, модернизирован порт для перевозки сжиженного газа танкерами ледового класса. Компания активно работает в округе в рамках социального сотрудничества, участвуя в строительстве школ, спортивных центров и программе поддержки малочисленных народностей. В 2019 году между губернатором округа Дмитрием Артюховым и председателем правления НОВАТЭКа Леонидом Михельсоном подписано новое соглашение о взаимодействии.

Нельзя обойти вниманием и Москву, в которой процессы модернизации не прекращаются. Идет развитие энергетической, транспортной составляющей мегаполиса и структуры ЖКХ. Борьба со знаменитыми московскими пробками продолжается строительством новых транспортных развязок и путепроводов, и она приносит свои плоды. Как недавно заявил мэр Москвы Сергей Собянин, сейчас на каждый вложенный государством в инфраструктуру рубль приходится три рубля частных инвестиций. По этому показателю Москва в разы превосходит все остальные регионы.

КИТАЙ

В последние годы Китай удивляет мир своими грандиозными стройками. Гигантские объемы пассажиро- и грузопотоков в первую очередь требуют развития транспортной инфраструктуры. Одним из самых впечатляющих проектов стало стартовавшее строительство целого транспортного комплекса из аэропортов, высокоскоростных железных и автомобильных дорог в восточной провинции Шаньдун. Для одной из самых населенных провинций (около 100 млн. человек) это жизненно необходимо. Общие объемы инвестиций в транспортную сеть на 2019 год составляют более 24 млрд. долларов. Как заявили власти региона, инвестиции направлены на строительство интегрированной инфраструктурной сети в провинции. Основными объектами являются семь новых аэропортов, высокоскоростная железнодорожная магистраль и современные шоссе. Другой провинцией, удачно использовавшей своё положение и вложившейся в развитие транспортной системы, стал Гуандун. Отсталая, до 80‑х годов, провинция, благодаря налоговым преференциям и беспрецедентной транспортной модернизации на сегодняшний день имеет ВВП больше российского. Недавно завершено строительство крупнейшего в мире морского моста протяженностью около 55 километров, связавшего Гонконг, столицу Гуандуна Чжухай и Макао. Стоимость строительства составила 20 млрд. долларов. Шанхай, являющийся городом центрального подчинения, выгодно отличается от других административных образований Китая решением своих транспортных проблем. Современные дороги, модернизированный морской порт и две воздушные гавани прекрасно справляются не только с жестким трафиком пассажиропотока, но и с отправкой и приемом огромного количества грузов самого промышленно развитого города Китая. А порт Шанхая сейчас является мировым лидером по объему грузов. Сейчас в городе полным ходом идет строительство нового здания банка развития БРИКС. В 2017 году в Шанхае выбран новый мэр – Ин Юн.

США

Специфика структуры транспорта в США такова, что воздушный транспорт находится на лидирующих позициях. Один из самых загруженных в мире, аэропорт Лос-Анжелеса давно требовал реконструкции. Воздушные ворота второго по числу населения города США уже не справлялись с потоком пассажиров. В 2006 году мэр города Антонио Вилларайгоса, найдя инвесторов, дал старт модернизации главного терминала. С тех пор работы по увеличению мощностей не останавливаются. В 2018 году анонсированы очередные вливания на сумму в 3 млрд. долларов. Эти усилия привели к тому, что пассажирооборот аэропорта составил почти в 85 миллионов. Также обновлены прилегающие автодороги и паркинги.

БЕЛАРУСЬ

В Минской области реализуется проект индустриального парка «Великий Камень». Значение совместного белорусско-китайского детища не только для Минской области, но и для всей Беларуси, трудно переоценить. В настоящее время на территории парка действуют 36 компаний, в том числе 20 китайских. К 2021 году планируется выпуск различной продукции на общую сумму 1 млрд. долларов. Парк органично вписан в транспортную схему.

ИЗРАИЛЬ

В отсутствие значительных ресурсов природных ископаемых, плодородных земель и иных благоприятных природных условий для земледелия, Израилем была сделана ставка на развитие отраслей экономики с высоким интеллектуальным вложением. Однако Израиль известен и как популярное направление туризма. Для разгрузки иных транспортных коридоров построена железная дорога для высокоскоростных поездов между Тель-Авивом и Иерусалимом, которая ускоряет перевозку пассажиров между двумя городами. Стоимость проекта составила около 1,9 млрд. долларов. Недавно в Эйлате был открыт новый аэропорт «Рамон», который также ориентирован на увеличение потока туристов и развитие инфраструктуры. Приведенные примеры наглядно показывают, как масштабные вложения в инфраструктурные проекты дают серьёзные преимущества регионам, в которых реализуются, повышая их конкурентоспособность и приводя к новым вершинам развития.

Опубликовано в Governors Newsweek Russia 24-30 июня 2019