Увольнения украинских губернаторов: контекст и перспективы

0
41
Увольнения украинских губернаторов: контекст и перспективы
Фото: Daniel Haußmann (СС BY-SA 3.0)

Системы организации региональной власти в федеративных и унитарных государствах, несмотря на некоторые параллели, принято считать принципиально дифференцированными.

В федеративных государствах региональную власть можно назвать своего рода проекцией федеральной власти на региональный уровень. Губернатор субъекта Федерации, возглавляя ветвь представительной власти и формируя исполнительный орган власти, является первым лицом возглавляемого территориального образования, что позволяет провести аналогии с президентской должностью – но на местном уровне. Исходя из этого, почти во всех федеративных государствах должность губернатора субъекта осуществляется путём прямых выборов. Такая организация позволяет губернаторам приобрести легитимный статус непосредственно от народа, что делает его власть более сильной, персонифицированной, облеченной народным доверием. Система прямых губернаторских выборов реализуется в США, Латинской Америке, Микронезии, Нигерии.

В унитарных государствах, в отличие от федеративных, административно-территориальные единицы лишены отличительных признаков суверенитета, и организация региональной власти относится к системе самоуправления. Несмотря на это, в большинстве унитарных государств также реализована выборная модель регионального управления, предполагающая участие населения в формировании представительных и/или исполнительных органов государственной власти на местном уровне.

Существуют, однако, и примеры прямого воздействия центральной власти на аппарат регионального самоуправления.

Так, 5 июня 2019 года кабинетом министров Украины была подтверждена отставка 13 губернаторов, инициированная президентом Владимиром Зеленским. Согласно заявлению премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, правительство одобрило проекты президентских указов о снятии с должностей 13 глав областных администраций. 11 июня 2019 года замглавы администрации президента Руслан Рябошапка сообщил об увольнении 14 губернаторов – Черниговской, Хмельницкой, Херсонской, Тернопольской, Сумской, Полтавской, Николаевской, Львовской, Кировоградской, Киевской, Ивано-Франковской, Запорожской, Закарпатской, Волынской областей, – а также об отстранении от исполнения обязанностей главы Одесской областной администрации.

По заявлению пресс-секретаря президента Юлии Мендель, глава государства рассчитывает снять с должности всех губернаторов. Напомним, что на сегодняшний день Украина, согласно закрепленному в Конституции административному делению, насчитывает 24 области.

Таким образом, в Украине реализуется модель прямого управления региональными образованиями через центральный аппарат государственной власти, исключающая легитимацию глав регионов народным голосованием. Отдельным нововведением администрации президента Владимира Зеленского можно назвать привлечение к выбору новых кадров, могущих возглавить территориальные образования, международных HR-компаний, что также было подтверждено Юлией Мендель. В своем заявлении пресс-секретарь президента подчеркнула, что у потенциальных глав регионов желательно, помимо порядочности, профессионализма и отсутствия коррупционных связей, наличие идей по своей команде.

Неизвестно наверняка, в каком ключе будут продолжаться дальнейшие изменения в украинском институте региональной власти – но, анализируя существующую тенденцию, можно предположить возможные направления. Если международные HR-компании примут активное участие в выборе губернаторов, то есть вероятность, что областные администрации возглавят управленцы из других стран – с одной стороны, не знакомые с внутренней ситуацией на территориях регионов в той мере, в которой могли бы быть знакомы местные кадры, но с другой – включенные в зарубежный опыт управления и могущие привнести «на места» новые апробированные управленческие инструменты. Будет ли продолжаться практика прямого назначения губернаторов через аппарат центральной государственной власти, как теперь будет функционировать выборность в региональном самоуправлении, какое влияние окажут на институт региональной власти кадровые перестановки с привлечением иностранных HR-компаний и какое место украинский опыт организации управления территориальными образованиями займёт в классификации федеративных и унитарных государств – покажет дальнейшее развитие событий.

Текст: Валерия Завертяева